САНСКОЕ Суббота, 12.07.2025, 19:33
Приветствую Вас Хто это? | RSS
Главная | Регистрация | Вход
» Меню сайта

» Наш опрос
Ваше отношение к В.В.Путину?
Всего ответов: 53

Главная » 2012 » Февраль » 24 » Масленица
Масленица
09:36
МАСЛЕНИЦА (МАСЛЯНИЦА) на Рязанской земле.
Шиловский район


Масляница-именно так звучит на Рязанщине название этого старинного народного праздника.
Сродни западноевропейскому карнавалу, праздник этот прошел через века. Даже в годы борьбы с «темным прошлым» люди продолжали отмечать его под названием «проводов Русской зимы». И действительно, Масляница – последнее крупное зимнее празднество.
Среди зимних праздников, связанных с солнечным календарем, а потому и расположенных «в числе» (т.е., имеющих постоянную дату), Масляница является праздником переходящим, поскольку относится к праздникам пасхального круга и соотносится с лунным календарем. Вот как описывает один из иностранцев, побывавших в России в ХУ11 веке, Масляницу: «Масляница начинается за восемь дней до Великого поста. Во всю Масленицу день и ночь продолжается обжорство, пьянство, разврат, игры и убийство, так что ужасно слышать о том всякому христианину. В то время пекут пирожки, калачи и упиваются медом, пивом и водкою до упада и бесчувственности… Нынешний патриарх давно уже хотел уничтожить этот бесовский праздник, но не успел: однако он сократил время празднования на восемь дней, тогда как прежде оный продолжался четырнадцать дней» (цитата по кн.: Снегирев И.М. Русские простонародные праздники и суеверные обряды, М.: «Советская Россия», 1990г., с.68)
Подготовка к Маслянице начиналась обычно с поездок на базары или ярмарки, где закупали угощения и съестные припасы. В с. Ирицы на предмасляничных базарах делались запасы на пост. В с.Березово родители привозили с ярмарки в Желудево заневестившимся дочерям лакомство – «подсолнушки» (семечки подсолнечника), которые молодежь «щелкала» на гуляниях.
Трудно представить себе Масляницу без блинов. «Как на масляной недели из трубы блины летели» - припевали в д. Нарезка. Как правило, большинство исследователей видят в блинах символ солнечного диска, символизирующий приход весны. Ритуальное значение блинов проявляется, прежде всего, в строгом соблюдении обряда «наведения теста». В каждом селе существовал свой особый ритуал, который в старину соблюдали неукоснительно. Так в с.Борок для первых масляничных блинов хозяйки ночью, «…при свете месяца собирали с заговорами снег в дижку и ставили её в избе. Утром, когда снег окончательно таял, на этой воде ставили блины» . Первый блин хозяйки клали на слуховое окно или поличку, к иконам – он предназначался для умерших родителей, в помин.
В нашей местности Масляница начиналась в воскресенье после поминной субботы – масляничного помина или родительской субботы.
Первое воскресенье Масляницы называлось «заговенье» (д. Ванчур) или как, например, в с. Красный Холм, - «мясное заговенье». Этот день в сёлах нашего края посвящался молодым. Так в Красном Холме молодую заставляли кланяться: «Выходитя, покланяйтесь нам» - она выходить, кланяиться три раза. Иногда ее заставляли целоваться с пришедшими. «По молодым» могли ходить и соседи, и родственники». В с. Тимошкино молодоженов валяли по снегу: этот обычай назывался « закатывать гору». Каждый день масляничной недели в старину имел свое название и был исполнен
своими, особыми обрядами:
- Понедельник. В с. Ирицы он назывался «широкая боярыня». Свёкор и свекровь отправляли невестку на день к родителям, а вечером сами приходили к ним в гости, договариваться о том, кого звать в гости, к кому ходить. В с.Новая Пустынь с понедельника начинали кататься на санях: одна партия везёт, а другая катается. Такие катания продолжались до среды. В Борке с понедельника молодые начинали обходить «по гостям» соседей.
- Вторник. В с. Ирицы назывался «заигрыш». С этого дня ирчинская молодежь начинала свои забавы.
- Среда. Название среды в нашей местности, увы, не сохранилось. В некоторых сёлах именно со среды начинали печь блины пшеничные, поскольку начиналась настоящая Масленица…
- Четверг повсеместно в нашей местности носил название «широкий», «разгульный четверг. В Тырново говорили: «До четверга блины гречишные, а с четверга – пшеничные». А в Шилово бытовало такое присловье: «До четверга не Масляница, до Благовещенья не весна». В четверг в селе Рубецкое ездили в Касимов на базар – закупали продукты. Возвращавшихся встречали девки и спрашивали: « Дяденька, масленицу везешь?» - на что следовал ответ: « везу, везу…». С четверга в с. Красный Холм начинали ходить молодые по гостям, каждый встречный мог извалять их в снегу – для здоровья и чтобы земля плодоносила. В Борке родственники мужа вели молодых гостевать к матери жены, где те оставались до воскресенья. В этом же селе устраивались с четверга настоящие охоты на молодую: мужики и бабы бросали молодку в сугроб – если не откупится… Повсюду в четверг катались на лошадях, которых украшали: «…хорошая шлея с колокольчиками, вешали полотенце на дугу.». В Ирицах был дед Иван по прозвищу «Косарик». Так он запрягал ряженую лошадь в большую корзинку, сажал свою жену и катал её по селу. В Ванчуре с особым шиком катали на лошадях молодых, хомут был украшен еловыми ветками. Точно так же – по свадебному, с ветками – украшали лошадей для молодых и в Красном Холме.
Любимым развлечением крестьян всех возрастов было катание с ледяных гор. В с. Санское устраивали «большой извоз» - катание на больших упряжных - санях. А вообще катались, на чём попало: ледянках (обмазанных навозом и замороженных корзинах), санках. В селе Нармушадь парни, повалив девушку, прокатывались с горы на ней: «…иной раз девку повалять, с горы прокатять – все парни на девку навалятся и прокатятся на ей с горки».
Устраивали в наших сёлах и карусели и «круговые горы». Круговая гора представляет собой вмороженный в лёд штырь, на который надевалось колесо от телеги с прибитыми к нему слегами – жердями, на конце которых крепились санки.
Обязательной принадлежностью масляничного четверга было изготовление фигур из снега – «чучелов». «Девки в месте, где катались с горы, делали из снега фигуру – «чучелу», а в прощеный день ее разрушали» (д. Акулово). «Чучелу» или «чучелов» из снега делали почти повсеместно: в Красном Холме, Шилово, Салауре… Жительница с. Салаур вспоминает: «Когда снег мягкий, чучелов наделають, высоких, с усами, и нос и глаза – по всякому, и женщин с сиськами. И стоить, пока на растаить» Снежные чучела, которые изготовлялись молодежью для потехи в начале ХХ века, с глубокой древности делались с магическими целями: вероятнее всего, они олицетворяли зиму: недаром в с. Борок «снеговую бабу» старались поставить на солнцепёке – чтобы быстрее растаяла, чтобы быстрее пришла весна.
Праздничные гуляния сопровождались специальными песнями. Так в с. Шилово с четверга «девки ходили гурьбою и пели песню»:
Запрягайте вы лошадушки,
Запрягайте вы лошадушки!
Ой, люли, да лошадушки,
Ой, люли, да лошадушки!
Напекайте вы оладушки,
Напекайте вы оладушки –
Ой, люли, да оладушки,
Ой, люли, да оладушки…

Начиная с четверга, разъезжал по селам Крутицкой волости крестьянин из деревни Городище Телков Пётр Терентьевич (это было в самом начале ХХ века) и показывал нехитрые кукольные представления на потеху детворе и взрослым: «Как Петрушка в городе был», «Как Петрушка жанился»… Куклы для своего театра Петр Терентьевич делал сам из дерева и лоскутков. Иногда к нему присоединялся сосед: устанавливал на санях ткацкий стан и ткал, намекая, что скоро праздник кончится.
Еще один вид русской потехи, ныне основательно забытый, это кулачные бои. В с. Борок они «…устраивались на Белых Буграх… промеж молодых парней. Бились поединком и артелью, стенка на стенку. Были особые правила: можно было биться пешим и верхом – когда один из бойцов взбирался на плечи другого…». Верховые сражались только в поединках, причём оружием служила палка-дубинка, длиной в сажень (около 2 метров). В с. Юшта «кулачки» - кулачные бои – проходили в пятницу, субботу и воскресенье. Сходились один конец села с другим: «как только крикнуть «ура» - начинали драться».
- Пятница считалась в нашей местности «тещиными вечерками»: в Ирицах зятья угощали тещ блинами, а в Нарезке наоборот, зятья ходили в гости к своим тещам. То же самое было и в Дубровке. В с. Тимошкино собирались в масленичную пятницу девки «наряжають елку – вешають на нее полотенцу, идуть, играють свадебные песни по сялу:
Ель же моя ёлочка,
У ёлочки нет макушечки,
У милова нет батюшки…»

- Суббота масленичной недели в Ирицах сохранила название «золовкины посиделки». Молодая невестка в этот день собирала всю свою родню. Если золовки (сестры мужа) были ещё девушками на выданье, то невестка одаривала их хорошими подарками. В с. Нармушадь молодые в субботу ходили гостевать к родителям…
И вот, наконец, наступал последний день Масляницы – Прощёное воскресение или Прощёный день. В этот день, по словам крестьянок из д. Малые Пекселы, «самая Масляна». На Прощёное воскресение с утра ходили на погост и на могилах просили прощение у покойников, а потом просили прощения друг у друга» ( с. Ирицы). Но не надо забывать, что Прощёное воскресение - день самых последних, самых озорных проделок и гуляний. «Пучок соломы крутят, завязывали и на палку его. Поджигають, идуть - эт солома горить, а тут пляшуть, играють. Рядились, кто, как мог: бабы рядились мужиками, мужики – бабами». «Делали жгуты такия: мочили в керосине жгут из тряпок,- на несколько дней в керосин опускали, чтоб он долго горел, а потом ходили и жгли – жгут был на проволоке и этим жгутом размахивали вверх.
У нас на улице, у других на улице – у каждого свое. Ребята несут жгуты, другие масленицу провожают, третьи солому несут…И так на каждой улице» ( с. Рубецкое) «Вот нарядются лошадью и ходють. Они палки положут на плечи, покрывалом покроють, а впереди-голова из снопа соломы. И вот махають головой: «не проситя молока, не проситя»,- это пост чтоб говеть» ( с. Рубецкое). «Обоз целай – страсть Божия. Гармошки, а на улице-та стан поставять, ткуть…И несуть хоронить: вот он идёть (в толпе - А.Г.) так-то морду вверх держить – как вроде яво несуть, а он идёть, а это руки протянуть, накроють, как гроб - и по деревне идуть крычать, идуть старухи (ряженные –А.Г.) с набирками. Доходили до конца села, где расходились. Ряженый назывался «упокойник» - упокойника несуть. Рядились мужчины женщинами, женщины – мужчинами…» (с. Инякино).
С утра, с самой зари, до потемок катались на тройках. В д. Малые Пекселы делали куклы из тряпочек, наряжали их в платья и привешивали на лошадь, когда катались по деревне. «Катались, играли на гармошке, пели. Один бывало, - только держись:
За рекою, за Дунайкою
Жеребенка провожал балалайкою!»

( д. М. Пекселы.)
В д. Городище на Прощеный день вновь катали молодых на украшенных ёлочками лошадях. А в Нармушади парни катали своих невест. Девушки были одеты в хаевый платок или «карловку», на руке – накидка для форсу.
В с. Шилово ездили по селу с песнями, возили чучело:
Масляница, Масляница,
Масляница озорница,
Широкая Масляница,
Озорная масляница…
Ты чаво озорничаешь,
Весну в гости не пущаешь?
Широкая Масляница,
Озорная Масляница.
Весну в гости не пущаешь,
Зиму вон не выгоняешь?
Широкая Масляница,
Удалая Масляница!
Околицей зима ходит злая,
На ней шубенка худая,
Широкая Масляница,
Удалая Масляница…
Масляница, Масляница,
Удалая Масляница,
Ты чаво озорничаешь,
Зятя к тёще не пущаешь?
Широкая Масляница,
Удалая Масляница…
Зятя к тёще не пущаешь
И блинком не угощаешь?

В этот же день шиловские девушки ходили с блином: та, которую уже просватали, («та, которой замуж идтить») несла среди подружек корзину с блинами. Когда кого-нибудь встречали, то кланялись, и девушка отдавала встречному блин. Подружки в это время пели:
Запрягу я коня воронова,
Усажу я друга милова…
Масляница щасливая,
Масляная вольная! У!
Поскачу-поеду путь дорожкой,
Украшена та дороженька блинами,
Масляница щасливая,
Масляная вольная! У!

[c]

Почти повсеместно по сёлам нашим на прощёный день жгли костры, делали чучела. В селе Нармушадь делали чучело из соломы, но его не сжигали. В селе Новосёлки чучело делали не всегда, но если делали, то обязательно сжигали. «На Масляницу бабку пячуть (по другому – русалку жгут). Бабка (или русалка) – чучело, как на огороде: оденуть или костюм худой или кохту худую, подвяжуть красным шаболом на голову. Несуть русалку, песни поють. Потом её бросали на костёр» (д. Нарезка). Сжигали чучело и в с. Тимошкино, а в Борке костёр из старой соломы с чучелом жгли за селом. В костёр приносили вещи от больных и тоже сжигали. Пепел разбрасывали по полям – для урожая . Интересно отметить, что по воспоминаниям борокских старожилов, в Х1Х веке масляничный костёр зажигался «живым» огнём, т.е., полученным высверливанием. Из брёвен сооружались козлы, на которые сверху укреплялось горизонтальное бревно, на землю клался липовый(?) обрубок бревна. В верхнее и нижнее бревна упиралось вертикально закрепленное бревно, обвитое вожжами или верёвкой. Мужики дружно тянули вожжи туда – сюда, заставляя бревно вращаться. «Сверлить было тяжело – от мужиков аж пар валил» .
С масленичным костром уходили в небытие последние часы разгула и празднества. Начиная с 10 часов вечера – последний ночлег перед Великим постом.
Утром в понедельник, в первый день поста (а он назывался чистый понедельник) катались девки на донцах для прялок с гор – чтобы лён был долгий. Катались до света, чем дольше прокатишься – тем лучше урожай льна. А в Санском запрягал мужик лошадь: «навешаить на дугу свеклу, что началси пост – вот таперь её, свеклу, ядите» и ездил по селу .
Через неделю, в воскресенье, в некоторых сёлах проводили Малую Масленицу – вероятно, это отзвук бывшей в древности двухнедельной Масленицы. Так в селе Борок в этот день пекли блины, катались с горы на донцах. Гулявшие на свадьбе родственники молодой обходили с иконою родственников молодого. В с. Константиново первое воскресенье поста считалось бабьим днем - соседки собирались вместе и гуляли…[/c]

Источник: Гаврилов А.Н.Народный календарь Шиловского края.Шилово,2004 год

http://www.liveinternet.ru/users/2776177/post100876478
Просмотров: 1211 | Добавил: master5830
» Форма входа

» Календарь новостей
«  Февраль 2012  »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
272829

» Поиск

» Друзья сайта

Сайт Санской основной общеобразовательной школы

Село Юшта

РЦ Шилово

Село Ухолово

Город Рыбное

Разработка приложений

ремонт мксм-800, ремонт unc-060


» Статистика


Дунаев Сергей© 2025
Сайт управляется системой uCoz